Задание 7 на ЕГЭ по русскому языку предполагает поиск ошибок, связанных с построением предложения. Для выполнения этого задания требуются не только знания, но и элементарная внимательность, которая поможет, например, увидеть неправильную форму числа или времени.

Задание 7 ЕГЭ по русскому языку

Алгоритм выполнения задания

  • охарактеризуйте тип каждого из данных предложений (сложное, простое, осложненное причастным или деепричастным оборотами);
  • определите наличие несогласованного приложения, правильно ли оформлена косвенная речь и падежная форма предлога с существительным;
  • рассмотрите особенности связи между подлежащим и сказуемым, формами глагола, однородными членами.

Ошибки в построении сложного предложения

Использование лишнего союза или его неправильное употребление

Он услышал, что насколько хорошо я теперь пою (союз «что» лишний) → Он услышал, насколько хорошо я теперь пою

Ошибки в связях между подлежащим и сказуемым

В предложениях, построенных по типу «те, кто» и «все, кто…» сказуемые, относящиеся к «те» и «все», должны стоять во множественном числе, а сказуемое, относящееся к «кто», – в единственном

Те, кто собрался гулять, выходит через парадную дверь (сказуемое «выходит» должно иметь форму множественного числа) → Те, кто собрался гулять, выходят через парадную дверь (мн.ч.)
Все, кто были на собрании, должны отчитаться (сказуемое «были» должно иметь форму единственного числа) → Все, кто был на собрании, должны отчитаться (ед.ч.)

Ошибки в построении причастного оборота

Нельзя! ставить причастный оборот после слова, которое не является определяемым

Фильм стал для меня откровением, вышедшим в начале года (определяемое слово «фильм» должно стоять непосредственно перед причастным оборотом) → Фильм, вышедший в начале года, стал для меня откровением

 

 Нельзя! включать определяемое слово в состав причастного оборота

В саду росли прекрасные радующие розы глаз (определяемое слово «розы» находится в составе причастного оборота) → В саду росли прекрасные розы, радующие глаз

Причастие и определяемое слово должны быть согласованы в роде, числе и падеже

Море было покрыто высокими волнами, стремящемся затопить берег (причастие «стремящемся» не согласовано с определяемым словом в числе) → Море было покрыто высокими волнами, стремящимися затопить берег (мн.ч.)

Ошибки в построении деепричастного оборота

В предложении с деепричастным оборотом должно быть лицо (предмет, абстрактное понятие), совершающее основное действие и вместе с ним добавочное, которое обозначает деепричастие

Поднимаясь по лестнице, сердцебиение участилось (добавочное действие «поднимаясь» не может быть отнесено к подлежащему «сердцебиение», необходимо определить лицо, совершающее это действие) → Поднимаясь по лестнице, он почувствовал, что сердцебиение участилось (подставляем условное лицо «он»)

 

ПРИМЕЧАНИЕ
«Наличие» лица необязательно, безличные предложения также могут включать в себя деепричастный оборот, например:
Учитывая эти показатели, необходимо изменить специфику выполнения работ.

Ошибки в построении предложений с однородными членами

Нельзя соединять как однородные члены:
– придаточное с «который» и причастный оборот

Я увидела собаку, стоявшую посреди дороги и которая смотрела вниз →

 

Я увидела собаку, стоявшую посреди дороги и смотревшую вниз (причастия) ИЛИ

Я увидела собаку, которая стояла посреди дороги и смотрела вниз (глаголы)

– придаточную часть и дополнение

Он осознал важность этого решения и что промедление недопустимо →

 

Он осознал важность этого решения и недопустимость промедления (дополнения) ИЛИ

Он осознал, что это решение важно и что нельзя медлить (придаточные части)

 

 – существительное и глагол в форме инфинитива

Я люблю театр и рисовать картины →

 

Я люблю театр и рисование (существительные) ИЛИ

Я люблю ходить в театр и рисовать картины (инфинитив)

– сказуемые, которые сочетаются с зависимым существительным в разных падежах (вопрос, задаваемый от глаголов, должен быть одинаковым)

В своей работе ученый анализировал (что?) и рассуждал (о чем?) об идеях, выдвинутых еще в древности (глаголы сочетаются с разными падежами) →

 

В своей работе ученый анализировал (что?) и изучал (что?) идеи, выдвинутые еще в древности ИЛИ

В своей работе ученый размышлял (о чем?) и рассуждал (о чем?) об идеях, выдвинутых еще в древности

Союзы «как…, так и…», «не только, но и…» должны соединять только однородные члены одной части речи, а также их нельзя трансформировать, то есть заменять другими словами

Он не только заметил тусклый свет, но и фигуры людей (союз соединяет глагол и существительное) →

 

Он заметил не только тусклый свет, но и фигуры людей (соединяет два имени существительных)
Она наконец решила не только изменить внешность, а также переехать в другой город (вторая часть союза «но и» заменена на «а также») → Она наконец решила не только изменить внешность, но и переехать в другой город

Обобщающее слово и однородные члены должны стоять в одном падеже

Я всегда восхищалась самыми разными картинами: натюрморты, пейзажи, портреты (однородные члены предложения стоят в им.п., а не в т.п. как обобщающее слово) → Я всегда восхищалась самыми разными картинами: натюрмортами, пейзажами, портретами (падеж единый – творительный)

Если однородные члены сочетаются с разными предлогами, не допускается опущение одного из них

Мы искали потерянные часы везде: в шкафу, комоде, тумбочке, столе среди книг (слово «стол» не сочетается с предлогом «в») → Мы искали потерянные часы везде: в шкафу, комоде, тумбочке, на столе среди книг (предлог «на» необходимо использовать)

Ошибки в построении предложений с косвенной речью

Нельзя! смешивать в одном предложении прямую и косвенную речь

Он поинтересовался, что кто пришел → Он поинтересовался, кто пришел

 

Нельзя! в предложениях с косвенной речью использовать местоимение «я»

Елена вспоминала в своем дневнике, что я хотела стать балериной → Елена вспоминала в своем дневнике, что она хотела стать балериной (заменяется на местоимение 3-го лица)

Ошибки в построении предложений с несогласованным приложением

Несогласованное приложение –  существительное одиночное или с зависимыми словами, обозначающее название (заключено в кавычки). Оно должно стоять в именительном падеже при наличии слова, его называющего (повесть, выставка, книга) и т.д: В журнале «Популярная механика» рассказывается о новейших достижениях техники.

Если название в кавычках дано без слова, его определяющего, то оно изменяется по падежам: В «Аргументах и фактах» есть множество рубрик, которые придутся по вкусу каждому.

В журнале «Науке» в каждом выпуске публикуется какой-нибудь видный ученый (несогласованное приложение при наличии родового слова «журнал» стоит не в им.п.) → В журнале «Наука» в каждом выпуске публикуется какой-нибудь видный ученый (им.п.)

Ошибки в употреблении падежной формы существительного с предлогом

Производные предлоги благодаря, согласно, вопреки, подобно, наперекор, наперерез употребляются с существительными в дательном падеже: благодаря требованиям, согласно указанию, наперекор судьбе

Вопреки уговоров он все-таки решил прыгнуть с парашютом (слово «уговоров» стоит не в д.п.)  → Вопреки уговорам он все-таки решил прыгнуть с парашютом (д.п.)

После предлога ПО со значением «после» существительные употребляются в форме предложного падежа: по прилете, по приезде, по завершении

По прибытию все собрались в доме Куликовых («прибытие» стоит в неправильном падеже) → По прибытии все собрались в доме Куликовых (п.п.)

ЗАПОМНИТЕ! оплатить (что?) …, отзыв о…, рецензия на

Ошибки в видовременной сочетаемости глагольных форм

Нельзя в одном предложении сочетать глаголы разных видов (совершенного и несовершенного) и разных времен

Он отвернулся и выбрасывает фотографию («выбрасывает» в неправильной форме: в настоящем времени и несовершенном виде) → Он отвернулся и выбросил фотографию (совершенный вид, прошедшее время)

Пример задания и его разбор

Соотнесем предложения и допущенные в них ошибки

Тип ошибки Предложения
А) Нарушение связи между подлежащим и сказуемым 1. Слушая эту проникновенную мелодию, мир как будто замирает
Б) Ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом 2. Я понимал, что насколько важен этот разговор
В) Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм 3. По прилету все собрались на конференции
Г) Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением 4. Екатерина подошла к отвесному краю скалы и аккуратно смотрит вниз
Д) Ошибка в построении предложения с причастным оборотом 5. Папа пытался узнать, что смогу ли я остаться
Е) Ошибка в построении сложного предложения 6. Я увидел поле на окраине деревни, усыпанной цветами
Ж) Ошибка в построении предложения с косвенной речью 7. Мне как интересны музеи, так и выставки
З) Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом 8. В газете «Комсомольской правде» вышла статья о финансах
К) Ошибка в построении предложения с однородными членами 9. Все, кто побывал на спектакле, остался впечатлен до глубины души
А Б В Г Д Е Ж З К
9 1 4 8 6 2 5 3 7

Было полезно? Поделитесь с друзьями, которые готовятся к ЕГЭ.
Читайте также разборы заданий 1, 2, 3.