Задание 7 на ЕГЭ по русскому языку предполагает поиск ошибок, связанных с построением предложения. Для выполнения этого задания требуются не только знания, но и элементарная внимательность, которая поможет, например, увидеть неправильную форму числа или времени.
Алгоритм выполнения задания
- охарактеризуйте тип каждого из данных предложений (сложное, простое, осложненное причастным или деепричастным оборотами);
- определите наличие несогласованного приложения, правильно ли оформлена косвенная речь и падежная форма предлога с существительным;
- рассмотрите особенности связи между подлежащим и сказуемым, формами глагола, однородными членами.
Ошибки в построении сложного предложения
Использование лишнего союза или его неправильное употребление
Он услышал, что насколько хорошо я теперь пою (союз «что» лишний) → | Он услышал, насколько хорошо я теперь пою |
Ошибки в связях между подлежащим и сказуемым
В предложениях, построенных по типу «те, кто» и «все, кто…» сказуемые, относящиеся к «те» и «все», должны стоять во множественном числе, а сказуемое, относящееся к «кто», – в единственном
Те, кто собрался гулять, выходит через парадную дверь (сказуемое «выходит» должно иметь форму множественного числа) → | Те, кто собрался гулять, выходят через парадную дверь (мн.ч.) |
Все, кто были на собрании, должны отчитаться (сказуемое «были» должно иметь форму единственного числа) → | Все, кто был на собрании, должны отчитаться (ед.ч.) |
Ошибки в построении причастного оборота
Нельзя! ставить причастный оборот после слова, которое не является определяемым
Фильм стал для меня откровением, вышедшим в начале года (определяемое слово «фильм» должно стоять непосредственно перед причастным оборотом) → | Фильм, вышедший в начале года, стал для меня откровением
|
Нельзя! включать определяемое слово в состав причастного оборота
В саду росли прекрасные радующие розы глаз (определяемое слово «розы» находится в составе причастного оборота) → | В саду росли прекрасные розы, радующие глаз |
Причастие и определяемое слово должны быть согласованы в роде, числе и падеже
Море было покрыто высокими волнами, стремящемся затопить берег (причастие «стремящемся» не согласовано с определяемым словом в числе) → | Море было покрыто высокими волнами, стремящимися затопить берег (мн.ч.) |
Ошибки в построении деепричастного оборота
В предложении с деепричастным оборотом должно быть лицо (предмет, абстрактное понятие), совершающее основное действие и вместе с ним добавочное, которое обозначает деепричастие
Поднимаясь по лестнице, сердцебиение участилось (добавочное действие «поднимаясь» не может быть отнесено к подлежащему «сердцебиение», необходимо определить лицо, совершающее это действие) → | Поднимаясь по лестнице, он почувствовал, что сердцебиение участилось (подставляем условное лицо «он»)
|
ПРИМЕЧАНИЕ
«Наличие» лица необязательно, безличные предложения также могут включать в себя деепричастный оборот, например:
Учитывая эти показатели, необходимо изменить специфику выполнения работ.
Ошибки в построении предложений с однородными членами
Нельзя соединять как однородные члены:
– придаточное с «который» и причастный оборот
Я увидела собаку, стоявшую посреди дороги и которая смотрела вниз →
|
Я увидела собаку, стоявшую посреди дороги и смотревшую вниз (причастия) ИЛИ
Я увидела собаку, которая стояла посреди дороги и смотрела вниз (глаголы) |
– придаточную часть и дополнение
Он осознал важность этого решения и что промедление недопустимо →
|
Он осознал важность этого решения и недопустимость промедления (дополнения) ИЛИ
Он осознал, что это решение важно и что нельзя медлить (придаточные части)
|
– существительное и глагол в форме инфинитива
Я люблю театр и рисовать картины →
|
Я люблю театр и рисование (существительные) ИЛИ
Я люблю ходить в театр и рисовать картины (инфинитив) |
– сказуемые, которые сочетаются с зависимым существительным в разных падежах (вопрос, задаваемый от глаголов, должен быть одинаковым)
В своей работе ученый анализировал (что?) и рассуждал (о чем?) об идеях, выдвинутых еще в древности (глаголы сочетаются с разными падежами) →
|
В своей работе ученый анализировал (что?) и изучал (что?) идеи, выдвинутые еще в древности ИЛИ
В своей работе ученый размышлял (о чем?) и рассуждал (о чем?) об идеях, выдвинутых еще в древности |
Союзы «как…, так и…», «не только, но и…» должны соединять только однородные члены одной части речи, а также их нельзя трансформировать, то есть заменять другими словами
Он не только заметил тусклый свет, но и фигуры людей (союз соединяет глагол и существительное) →
|
Он заметил не только тусклый свет, но и фигуры людей (соединяет два имени существительных) |
Она наконец решила не только изменить внешность, а также переехать в другой город (вторая часть союза «но и» заменена на «а также») → | Она наконец решила не только изменить внешность, но и переехать в другой город |
Обобщающее слово и однородные члены должны стоять в одном падеже
Я всегда восхищалась самыми разными картинами: натюрморты, пейзажи, портреты (однородные члены предложения стоят в им.п., а не в т.п. как обобщающее слово) → | Я всегда восхищалась самыми разными картинами: натюрмортами, пейзажами, портретами (падеж единый – творительный) |
Если однородные члены сочетаются с разными предлогами, не допускается опущение одного из них
Мы искали потерянные часы везде: в шкафу, комоде, тумбочке, столе среди книг (слово «стол» не сочетается с предлогом «в») → | Мы искали потерянные часы везде: в шкафу, комоде, тумбочке, на столе среди книг (предлог «на» необходимо использовать) |
Ошибки в построении предложений с косвенной речью
Нельзя! смешивать в одном предложении прямую и косвенную речь
Он поинтересовался, что кто пришел → | Он поинтересовался, кто пришел
|
Нельзя! в предложениях с косвенной речью использовать местоимение «я»
Елена вспоминала в своем дневнике, что я хотела стать балериной → | Елена вспоминала в своем дневнике, что она хотела стать балериной (заменяется на местоимение 3-го лица) |
Ошибки в построении предложений с несогласованным приложением
Несогласованное приложение – существительное одиночное или с зависимыми словами, обозначающее название (заключено в кавычки). Оно должно стоять в именительном падеже при наличии слова, его называющего (повесть, выставка, книга) и т.д: В журнале «Популярная механика» рассказывается о новейших достижениях техники.
Если название в кавычках дано без слова, его определяющего, то оно изменяется по падежам: В «Аргументах и фактах» есть множество рубрик, которые придутся по вкусу каждому.
В журнале «Науке» в каждом выпуске публикуется какой-нибудь видный ученый (несогласованное приложение при наличии родового слова «журнал» стоит не в им.п.) → | В журнале «Наука» в каждом выпуске публикуется какой-нибудь видный ученый (им.п.) |
Ошибки в употреблении падежной формы существительного с предлогом
Производные предлоги благодаря, согласно, вопреки, подобно, наперекор, наперерез употребляются с существительными в дательном падеже: благодаря требованиям, согласно указанию, наперекор судьбе
Вопреки уговоров он все-таки решил прыгнуть с парашютом (слово «уговоров» стоит не в д.п.) → | Вопреки уговорам он все-таки решил прыгнуть с парашютом (д.п.) |
После предлога ПО со значением «после» существительные употребляются в форме предложного падежа: по прилете, по приезде, по завершении
По прибытию все собрались в доме Куликовых («прибытие» стоит в неправильном падеже) → | По прибытии все собрались в доме Куликовых (п.п.) |
ЗАПОМНИТЕ! оплатить (что?) …, отзыв о…, рецензия на…
Ошибки в видовременной сочетаемости глагольных форм
Нельзя в одном предложении сочетать глаголы разных видов (совершенного и несовершенного) и разных времен
Он отвернулся и выбрасывает фотографию («выбрасывает» в неправильной форме: в настоящем времени и несовершенном виде) → | Он отвернулся и выбросил фотографию (совершенный вид, прошедшее время) |
Пример задания и его разбор
Соотнесем предложения и допущенные в них ошибки
Тип ошибки | Предложения |
А) Нарушение связи между подлежащим и сказуемым | 1. Слушая эту проникновенную мелодию, мир как будто замирает |
Б) Ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом | 2. Я понимал, что насколько важен этот разговор |
В) Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм | 3. По прилету все собрались на конференции |
Г) Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением | 4. Екатерина подошла к отвесному краю скалы и аккуратно смотрит вниз |
Д) Ошибка в построении предложения с причастным оборотом | 5. Папа пытался узнать, что смогу ли я остаться |
Е) Ошибка в построении сложного предложения | 6. Я увидел поле на окраине деревни, усыпанной цветами |
Ж) Ошибка в построении предложения с косвенной речью | 7. Мне как интересны музеи, так и выставки |
З) Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом | 8. В газете «Комсомольской правде» вышла статья о финансах |
К) Ошибка в построении предложения с однородными членами | 9. Все, кто побывал на спектакле, остался впечатлен до глубины души |
А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | К |
9 | 1 | 4 | 8 | 6 | 2 | 5 | 3 | 7 |
Было полезно? Поделитесь с друзьями, которые готовятся к ЕГЭ.
Читайте также разборы заданий 1, 2, 3.