Задание 6 на ЕГЭ по русскому языку требует необходимых знаний для нахождения грамматических ошибок в слове. Для успешного выполнения задания необходимо знать особенности образования форм слов различных частей речи. Кроме типичных закономерностей образования грамматических форм слов есть и другие, вызывающие затруднения и потому требующие запоминания. Образование некоторых из них нужно запомнить.

Задание 6 ЕГЭ по русскому языку

Алгоритм выполнения задания

  • определите часть речи представленного слова;
  • в зависимости от этого порассуждайте, правильно ли с точки зрения грамматики образована его форма.
Множественное число имен существительных
окончание -ы окончание -а, -я
драйверы, месяцы, торты, лекари, договоры, порты, бухгалтеры, инструкторы, корректоры, полисы, слесари, склады, тракторы, фронты, табели, тренеры, выговоры, грифели, свитеры, слоги, пудели, почерки, снайперы, шоферы, возрасты, диспетчеры, инспекторы, контейнеры, прожекторы, редакторы, токари, флигели, столяры, ректоры, компрессоры, плееры, конструкторы, инженеры якоря, катера, штемпеля, кителя, штабеля, колокола, хутора, кузова, флюгера, купола, фельдшера, кучера, тополя, окорока, терема, округа, тенора, ордера, сторожа, паспорта, стога, повара, сорта, погреба, пояса, доктора, профессора, адреса, директора, вороха

 

РАЗЛИЧАЙТЕ!
Образы в этой повести были выразительны – У алтаря стояли образа.
В средние века рыцари создавали ордены – На его пиджаки красовались ордена.
На выставке пищевого производства были представлены различные хлебы – На поле колосились будущие хлеба.
Тоны этой мелодии были звучные – Тона красного в комнате были лишними.
В тексте нашлись многочисленные пропуски – Приготовьте ваши пропуска для входа.
Все наклонили корпусы во время зарядки – Корпуса больницы соединены между собой.
Собака оскалила зубы – Зубья ножа очень острые.

Родительный падеж, множественное число
Фрукты, овощи томатов, абрикосов, помидоров, ананасов, патиссонов, апельсинов, мандаринов, баклажанов, лимонов, бананов, гранатов

 

НО:

яблок, дынь, слив

Парные предметы эполет, бахил, шорт, ботинок, шаровар, бутс, чулок, мокасин, туфель, брюк, тапок, валенок, сапог, гетр, погон, кальсон, кастаньет, панталон, кроссовок

 

НО:

рельсов, бриджей, носков, гольфов, лампасов, джинсов, клипсов

 

Национальности армян,цыган, башкир, туркмен, болгар, лезгин, турок, бурят, татар, грузин, румын, осетин

 

НО:

таджиков, якутов, монголов, хорватов

 

Род деятельности улан, гардемарин, солдат, гренадер, партизан, гусар, кадет, драгун НО:

саперов

 

Единицы измерения ампер, децибел, аршин, вольт, ватт, байт

 

НО:

граммов, килограммов, гектаров

 

Оканчиваются на -це в им. п. щупалец, блюдец, сердец, зеркалец, полотенец, копытец, одеялец НО:

оконцев, болотцев, деревцев

 

Оканчиваются на -ье,  -ья в им. п. ущелий, бегуний, увечий, гнездовий, солений, запястий, сидений, кушаний, подземелий, печений, надгробий, поверий, ожерелий, побережий, оладий, плясуний, отродий

 

НО:

хлопьев, верховьев, устьев, платьев, лохмотьев, угодьев, кореньев, низовьев, подмастерьев

 

Оканчиваются на -и в им. п. яслей, бредней, чукчей, будней, тётей, гантелей, скатертей, долей, распрей, дядей, простыней, злыдней, ладоней, кеглей, козней

 

НО:

яблонь, барж, шпрот, басен, цапель, брызг, туфель, манжет, вафель, сплетен, дел, серег, копён или копн, сабель, кочерёг, петель, кухонь, нянь, макарон

Оканчиваются на -и, -ы в им. п. нервов, бронхов, консервов, георгинов, заморозков, дебатов

ЗАПОМНИТЕ!
– ружей, ладей, НО копий;
– без комментариев, сумерек, килограмм сосисок;
– «недра» употребляется только во множественном числе;
– много богинь, басен, черешен, башен, вишен, кофеен, конюшен.

Грамматические ошибки также могут возникнуть из-за неправильного определения рода заимствованных существительных. Запомните!

Мужской: тюль, шампунь, маэстро, кофе;
Женский: бандероль, мозоль, туфля, авеню, иваси, кроссовка, салями;
Средний: интервью, эскимо, пальто, ателье, шасси.

Недопустимо смешивание в одном словосочетании форм обеих степеней или неверное их образование (относится к прилагательным и наречиям), например:

  • Она наиболее умнее – соединение простой формы сравнительной степени и составной формы превосходной (Правильно: «наиболее умная» или «она умнее»).
  • Дом более выше – неправильное образование составной формы сравнительной степени (Правильно: «дом выше» или «более высокий, чем…»).

Степени сравнения

Сравнительная Превосходная
Простая форма суффиксы-ее, -ей, -е, -ше:

глубокий – глубже

 

суффиксы-ейш, -айш:

глубочайший

Составная форма более/менее:

более глубокий

 

наиболее/наименее, самый, всего, всех:

самый глубокий, наиболее глубокий

 

Склонение числительных – традиционно одна из сложнейших тем во всем курсе изучения русского языка. Числительные изменяются по своим правилам, которые необходимо выучить.

40, 90, 100 полтора, полторы, полтораста 50, 60, 70, 80, 200, 300, 400, 500, 600, 700, 800, 900 составные числительные (3764) порядковые числительные
им. и В.п. совпадают, в остальных окончание а

 

им. и в.п. совпадают, в остальных полутора и полутораста изменяются обе части изменяется каждое слово изменяется последнее слово
Им.п. сорок, девяносто, сто полтора, полторы, полтораста пятьдесят, двести, семьсот три тысячи семьсот шестьдесят четыре триста седьмой
Р.п. сорока, девяноста, ста полутора, полутора, полутораста пятидесяти, двухсот, семисот трёх тысяч семисот шестидесяти четырёх триста седьмого
Д.п. сорока, девяноста, ста полутора, полутора, полутораста пятидесяти, двумстам, семистам трем тысячам семистам шестидесяти четырём триста седьмому
В.п. сорок, девяносто, сто полтора, полторы, полтораста пятьдесят, двести, семьсот три тысячи семьсот шестьдесят четыре триста седьмой
Т.п. сорока, девяноста, ста полутора, полутора, полутораста пятьюдесятью, двумястами,   семьюстами тремя тысячами семьюстами шестьюдесятью четырьмя триста седьмым
П.п. сорока, девяноста, ста полутора, полутора, полутораста о пятидесяти,     двухстах,               семистах о трёх тысячах семистах шестидесяти четырёх о триста седьмом

Распространенные ошибки

  • около полтора суток, полтораста сотнях (ПРАВИЛЬНО: около полутора суток, полутораста сотнях);
  • в двух тысячи восемнадцатом году (ПРАВИЛЬНО: в две тысячи восемнадцатом году).

Числительные двое, трое употребляются со словами, обозначающими лиц мужского пола и детенышей животных (семеро мальчиков, пятеро щенят). НО: две девочки, четыре собаки.

Разговорные формы местоимений «ихний», «у ней», «скучал по вам» остаются распространенными. Запомните: их, у нее, скучал по вас.

В сочетании:

  • с производными и непроизводными предлогами личные местоимения прибавляют Н: без него, за ним, впереди нее, после него;
  • со сложными производными предлогами (образованных от существительных и наречий) и с формами сравнительной степени не прибавляют Н: навстречу ей, наперекор ему, красивее ее.

От некоторых глаголов (пылесосить, ощутить, победить, затмить, убедить, переубедить, разубедить, прослезиться) нельзя образовать форму 1-го лица. Используйте вспомогательные глаголы: я хочу убедить, смогу ощутить и т.д.

Глаголы в повелительном наклонении Глаголы в изъявительном наклонении
Неправильно Правильно Неправильно Правильно
Положь Положи Лазию, лазиет Лажу, лазит
Бежи Беги Махает Машет
Не махай Не маши Плескается Плещется
Ляжь Ляг Колыхается Колышется
Ложи Клади Кудахтает Кудахчет
Едь, ехай, езжай Поезжай Мурлыкает Мурлычет
Не трожь Не трогай Мяучит Мяукает
Высыпь Высыпи Попробовает Попробует
Ездий, ездию Езди, езжу
Глядь Гляди
Разъехайся, разъедься Разъезжайся
Прополоскай Прополощи

В возвратных глаголах после гласных употребляется суффикс -сь, а не -ся: увиделись (а не увиделися), вернулись (а не вернулися).

ЗАПОМНИТЕ!
– насмехаться (нет приставки -над), постричься, поскользнуться (нет приставки -под), подчеркнуть
– сох, окреп, замерз, промок

Различайте глаголы-паронимы:
Надеть (на себя) и одеть(кого-то) – надеть пиджак – одеть малыша;
Закончить (работу) – окончить (школу);
Оплатить проезд – заплатить ЗА проезд (уже с предлогом);
Выйти из маршрутки, а не сойти с маршрутки.

Причастия действительного залога настоящего времени образуются от глаголов несовершенного вида с помощью суффиксов –ущ, -ющ, -ащ, -ящ: рисующий, красящий (неверно: нарисующий, покрасящий)

Деепричастия образуются от глаголов совершенного вида с помощью суффикса -в, несовершенного – -а, -я: потратив, играя (неверно: потратя, играв).

Пример задания и его разбор

В одном из слов допущена ошибка в образовании формы слова:

  • не принес больших абрикосов
  • вглядывался более пристальнее
  • вымокла под ливнем
  • обеих девочек

В словосочетании «вглядывался более пристальнее» неверно образована форма степени сравнения наречия (смешаны простая и составная формы сравнительной степени), заменяем на «вглядывался более пристально» или «вглядывался пристальнее».

Задание 6 показалось вам легким или сложным? На нашем сайте представлены также разборы других заданий по русскому языку. Например, здесь, здесь и здесь.