Задание № 25 на ЕГЭ по русскому языку считается одним из самых сложных, так как представляет собой мини-анализ текста. Однако, выполнив его верно, можно получить четыре балла, что немало в рамках экзамена. По форме это рецензия на текст с пропуском средств выразительности, которые в нем используются. Из представленного списка различных наименований необходимо подобрать правильные ответы. Выделяют лексические и синтаксические средства выразительности. Также это могут быть синонимы, диалектизмы, просторечные слова, фразеологизмы.

Задание 25 ЕГЭ по русскому языку

Алгоритм выполнения:

  • прочтите задание, обращая внимание на его формулировку (обычно здесь содержится подсказка: какой тип средств выразительности требуется найти; также тропы могут быть уже выписаны);
  • используйте материал текста и требуемые отрывки из него;
  • вспомните теорию по данной теме;
  • подберите правильный ответ.

Лексические средства выразительности

Лексические средства выразительности – тропы
Эпитет – образное определение, выражено прилагательным Хмурые тучи покрывали небо
Олицетворение – приписывание явлениям неживой природы свойств живой Молчат дубравы
Сравнение – сопоставление Поляна как разноцветный ковер
Метафора – перенос свойств с одного предмета на другой на основании их сходства Звезды разгорались все сильней
Гипербола – преувеличение Любовь до гроба
Литота – преуменьшение Рукой подать
Ирония – скрытая насмешка Обменяться любезностями
Перифраз – замена названия Рыжая плутовка (лиса)
Метонимия – замена одного понятия другим:
– автор – произведение
– место – люди
– сосуд – содержимое
– человек – деталь внешности
Съесть четыре чашки
Любил Достоевского
Зал аплодировал стоя
Синекдоха – разновидность метонимии:
– часть – целое
– ед.ч. – мн.ч.
– родовое понятие – видовое (и наоборот)
Покупатель в наше время предпочитает качественные продукты
Синтаксические – фигуры речи
Антитеза – противопоставление Ты меня уже забыл, а я тебя все еще помню
Инверсия – нарушенный порядок слов Лицо его, бледное и невзрачное, казалось родным
Градация (восходящая и нисходящая) – расположение по нарастанию или убыванию смысла, эмоций Ребенок всхлипывал, плакал, ревел
Месяцы, недели и дни пролетали незаметно
Оксюморон – слова, противоположные по значению Радостная грусть переполняла душу
Парцелляция – разделение предложения на части и создание из них отдельных предложений Мы поссорились. По глупости.
Анафора – повтор слов в начале предложений Пойдем со мной, пойдем скорее
Эпифора – в конце Почему именно врач? Вы уверены, что это врач?
Риторический вопрос – вопрос без ожидания ответа Кто знает, сколько ему осталось жить?
Риторическое обращение (эмоциональное) Синее небо!
Эллипсис – пропуск сказуемого Он скрылся за углом, я – за ним
Лексический повтор (для большей выразительности) Мне хочется спать. И спать я буду долго.
Вопросно-ответная форма изложения – чередование Что происходит? Не видно. Это опасно? Не думаю.
Синтаксический параллелизм – одинаковое построение предложений Кажется, они решились на этот шаг. Кажется, они решились окончательно.
Однородные члены Виднелись сосновый бор и поляна, березовая роща и ручей неподалеку

Звукопись – также одно из средств выразительности. Выделяют:

  • ассонанс (повторение в стихотворной речи одинаковых гласных звуков):

Быстро лечу я по рельсам чугунным.
Думаю думу свою. (Н. Некрасов)

  • аллитерация (повторение согласных):

Грохочет эхо по горам,
Как гром, гремящий по громам. (Г. Державин)

Пример заданий и их разбор

Пример 1

(1) Заря синела, разгоралась. (2) В очень высоком, как бы распахнутом в глубину небе догорали звезды, бледные, как капли воды.

(3) Человек в очках встал и показал Макарову на белую пелену, лежавшую над морем.

– (4) Смотрите! – сказал он. – (5) Наконец-то!

– (6) Что наконец-то? – не понял Макаров.

– (7) Да это же туман! (8) Разве вы не видите? (9) Туман! – радостно повторил он. – (10) Это море родило здесь туман.

– (11) Ну и что же? – спросил, недоумевая, Макаров. (12) Он не понимал, почему этот незнакомый человек волнуется из-за такого, в сущности, пустяка, как предрассветный туман.

– (13) Как «что же»? – сказал в сердцах незнакомый человек. – (14) Да вы понимаете или нет? (15) Туман в этих местах в половине лета! (16) Да это же чудо! (17) Это же влага! (18) Свежесть! (19) Роса! (20) Об этом можно было только мечтать нам, метеорологам, чтобы здесь наконец появились такие летние туманы.

– (21) Ах вот как! – с легким злорадством сказал Макаров. (22) Он понял, что говорит с ночным метеорологом. – (23) Значит, об этом можно было только мечтать!

– (24) Ну, конечно! – ответил метеоролог.

– (25) А я, признаться, думал, – заметил Макаров, – что вы навсегда потеряли способность мечтать.

(26) Метеоролог снял очки и, прищурившись, посмотрел на Макарова.

– (27) Эх, молодой человек, молодой человек! – сказал он с укором. – (28) Скоропалительно думаете! (29) Ну, скажем, разве вы и вправду верите в то, что есть у нас хотя бы один человек, который бы ни о чем не мечтал? (30) Особенно о том, что связано со счастьем людей…

– (31) Но ночью, – пробормотал, растерявшись, Макаров, – вы говорили совершенно обратное.

– (32) Не знаю, кто вы по своим занятиям, но проницательности у вас, как видно, мало. (33) Мало, молодой человек. (34) Просто я не люблю преувеличений, восхищений, громких слов и всего такого прочего. (35) И не люблю всего этого потому, что глубочайшим образам люблю природу, силу человеческого духа и настоящую человеческую мечту. (36) А она никогда не бывает крикливой, молодой человек. (37) Никогда!

Паустовский К.Г. «Первый туман»

  • К.Г. Паустовский в своем рассказе «Первый туман» использует различные языковые средства выразительности. Например, тропы, иллюстрирующие красоту природы: (А)______ («догорали звезды» в предложении 2, «заря синела, разгоралась» в предложении 1) и (Б)______ («как капли воды» в предложении 2). Эмоциональность повествования достигается синтаксическим средством (В) _____ (предложения 4-5, 15-19, 21, 24) и синтаксическим приемом (Г) _____ (предложения 32-33).

Список терминов:

  • олицетворение
  • эпитет
  • метафора
  • риторические восклицания
  • сравнение
  • фразеологизм
  • парцелляция
  • ряды однородных членов
  • восклицательные предложения

А – нужный троп дан в самом задании, это метафора (переносное значение), Б – сравнение, В – искать нужно средство синтаксическое, обращаемся к необходимым отрезкам текста, это восклицательные предложения, Г – парцелляция (одно предложение разделено на две части).

Ответ:

А Б В Г
3 5 9 7

Мы также разобрали 24 задание из ЕГЭ по русскому языку, смотрите здесь.