В задании № 21 на ЕГЭ по русскому языку проверяется умение работать с текстом художественного произведения или рассуждением автора в публицистическом стиле. Здесь важно восприятие отрывка как целого, анализ действий героев или авторских умозаключений. Упражнение представляет собой выбор правильных высказываний, соответствующих или не соответствующих содержанию, из нескольких представленных вариантов.

Задание 21 ЕГЭ по русскому языку

Алгоритм выполнения:

  • внимательно прочтите текст, определите его тему, изучите образы героев (если стиль публицистический, выявите проблему и идею, которые выдвинуты автором);
  • рассмотрите каждый предложенный вариант (найдите и перечитайте отрывок, к которому он относится);
  • будьте внимательны: формулировка может быть разной (найти фразы, которые совпадают с содержанием или наоборот);
  • выберите правильные ответы.

Выполнение задания

С первого взгляда упражнение 20 несложное для выполнения, но и здесь есть «подводные камни». Часто из-за элементарной невнимательности можно потерять баллы.
Чтобы не запутаться, обозначайте правильность или ошибочность высказывания графическими элементами (галочка, плюс, минус). Частица «не» также может оказаться незамеченной, для вас это должна быть своеобразная метка, благодаря которой вы более пристально отнесетесь к предложению.
Особое внимание уделите деталям и фактическим ошибкам. Часто выпускники упускают их, работая только с содержанием. В таких случаях могут быть искажены имена героев, время и место действия, последовательность события, их причины и следствие. И наконец, учитывайте особенности формулировки.
Ее примеры:
– какие из высказываний соответствуют (не соответствуют) содержанию текста?
– какой информации нет в тексте?

Пример заданий и их разбор

Пример 1

Фамилию его никто толком не знал, – командир звал его Испендиаром, а бойцы – просто Паней. Испендиар говорил мало, но почти всегда улыбался. Улыбка заменяла слова.

 (…) Однажды я просидел с Испендиаром всю ночь около зенитного пулемета – Испендиар был пулеметчиком. Хотя мы с ним и «тамырнили», по его словам, то есть болтали о том и о сем, все же я узнал от Испендиара очень много, – узнал, что он родом из-под Каркаралинска, что у него жив отец – незлобливый старик, работавший до революции «джетаком» – погонщиком стад у богатого скотовода, что степная его родина – лучшее место в мире.

(…) Командиром части Испендиара был лейтенант Земляной, человек веселого нрава, но очень мнительный в военных делах. Земляной, старшина Пономарев и бойцы уважали Испендиара за необыкновенную его любовь к оружию.

– Это у него наследственное, – объяснял бойцам Земляной. – От отцов и дедов. Казах свое оружие всегда обряжал, как невесту. А шашки? Вы видели их шашки? Это черт его знает, что за узор! А вы? Что вы, я вас спрашиваю?

– Винтовки у нас в полном порядке, товарищ командир, – оправдывались, ухмыляясь, бойцы. Они знали, что командир попрекает их только по привычке. – Но, конечно, чтобы гладить пулемет руками весь день, как Паня, – это нам без надобности.

 (…) Налет на мост начался на рассвете. Происходил невиданный поединок самолета и пулеметчика. Самолет падал, как коршун, камнем на бойца. Испендиар упорно бил из пулемета, потом вдруг запнулся, но через мгновение снова ударил по самолету в упор в кабину летчика струей огня. (…) Испендиар упал лицом на пулемет и лежал неподвижно. К нему бежали бойцы. Но он был мертв.

Паустовский К.Г. «Остановка в пустыне»

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста?

  1. Испендиар, родом из-под Каркаралинска, был артиллеристом
  2. Лейтенант и старшина уважали героя за любовь к оружию
  3. Другие бойцы, как и Паня, любили и гладили пулеметы
  4. Испендиар героически погиб в схватке с вражеским самолетом
  5. Главный герой не любил улыбаться, больше говорил

И еще:

  1. Допущена фактическая ошибка: герой был пулеметчиком
  2. Остальные солдаты не испытывали особенных нежных чувств к своему оружию
  3. Паня улыбался практически всегда, а говорил мало

Ответ: 2, 4.

Разбор предыдущих заданий из ЕГЭ по русскому языку ищите здесь.