В задании № 23 на ЕГЭ по русскому языку предстоит работа с лексическим пластом языка, то есть со словами. Может предлагаться поиск лексической единицы с определенным значением, но чаще необходимо искать слова, выступающие в качестве средств выразительности. Здесь проверяется умение анализировать словесный материал текста и знание таких понятий как фразеологизмы, антонимы, синонимы и т.д.
Алгоритм выполнения:
- в соответствии с заданием найдите слово с конкретным значением или вспомните определение предлагаемого термина;
- рассматривайте только предлагаемый отрывок текста.
Понятия в задании 23
Вспомним определения:
- синонимы – слова, сходные по значению (алчный – жадный);
- контекстные синонимы – слова, являющиеся синонимами в рамках данного текста (раскрывать – расправлять);
- антонимы – слова с противоположным значением (раньше – теперь);
- контекстные антонимы – только в рамках конкретного текста (солнце – тьма);
- фразеологизмы – устойчивые сочетания, которые употребляются в особом значении и переносном смысле, воспринимаются как единое целое (промокнуть до нитки);
- устаревшие слова – не употребляются в настоящее время (одеяние);
- просторечные слова – характеризующие что-либо в грубой форме, характерны для разговорной речи (строчить).
Пример заданий и их разбор
Пример 1
Таким мы помним Севастополь – город русской славы, боевых кораблей, памятников, фортов, заржавленных круглых ядер, застрявших в стенах домов, город бастионов, адмиралтейских якорей, Малахова кургана, цветущего миндаля и мягких, всегда немного таинственных вечеров.
Город великих адмиралов – Лазарева, Корнилова, Нахимова, город Пирогова, Льва Толстого, Матюшенко, лейтенанта Шмидта, Севастополь был и будет городом славы. Его слава – в великих традициях, в величавой его истории, в том, что Севастополь – гордый город.
Последние защитники Севастополя – моряки – погибли на Херсонесском мысу, но не сдались. В последние часы у них хватило силы духа, чтобы, яростно отбиваясь от немцев, передавать из уст в уста с привычным юмором историю, случившуюся со старым пароходом.
Паустовский К.Г. «Бессмертное имя»
Найдите фразеологизм в данном отрывке.
Ответ: передавать из уст в уста.
Пример 2
Жара стояла над землёй уже месяц. Взрослые говорили, что эту жару даже видно.
– Как это можно увидеть жару? – спрашивала всех Таня.
– Пойдём наверх, я тебе покажу жару, – сказал Глеб. – Оттуда лучше видно.
Таня вскарабкалась по крутой лестнице на мезонин. Там было светло и жарко от нагретой крыши. Ветки старого клёна упрямо лезли в окна. На мезонине был балкон с резными перилами. Глеб показал Тане с балкона на луга и на дальний лес.
– Видишь жёлтый дым? Как от самовара. И весь воздух дрожит. Это и есть жара. Всё можно увидеть человеческим глазом. И жару, и холод. Что хочешь.
– А холод, когда снег? – спросила Таня.
– Нет. Даже летом можно его увидеть. Вот будут прохладные дни, тогда я тебе покажу, как он выглядит.
– А как?
– Небо вечером бывает зелёное, как мокрая трава. Холодное небо.
Паустовский К.Г. «Вода из реки Лимпопо»
Выпишите антонимы из данного отрывка.
Ответ: жара-холод.
Выпишите слово со значением «надстройка в жилом доме, часто с балконом».
Ответ: мезонин.
Понравилась статья? Поделитесь с другом!
Мы также готовим к ЕГЭ по русскому, подробнее о наших курсах читайте здесь.