Единый государственный экзамен по русскому языку – обязательный для сдачи, его результаты определяют получение выпускниками школьного аттестата. Это единственное испытание, средний балл по которому растет с каждым годом, а количество несправившихся с ним уменьшается.

Причиной этому послужили меры Министерства образования по повышению качества преподавания этого предмета во всех регионах России. Статистика, которую ведет Рособрнадзор, позволяет выявить основные проблемные места в подготовке к экзамену. Такими сферами по-прежнему остаются коммуникативные навыки, умение анализировать текст в различных аспектах, сложности в написании сочинения-рассуждения, правописание и пунктуация.

В целом около 70% экзаменуемых соблюдают правила современного русского литературного языка, что является показателем их культуры. В целях ее увеличения и роста процента сдачи следует проработать «слабые точки» не только в преподавании предмета, но и в конкретных встречающихся недочетах каждого ребенка.

Типичные ошибки учеников на ЕГЭ по русскому языку

Типичные ошибки

Рассмотрим их подробнее относительно заданий.

  • Несоблюдение норм:

– орфоэпических: постановка ударения – №4;
– лексических: употребление паронимов – №5;
– орфографических: правописание корней с чередованием гласных, -н и -нн в частях речи – №9-13;
– пунктуационных: запятые в простых предложениях, осложненных вводными конструкциями, однородными членами; в сложных с разными видами связи – №15-19;
– грамматических: образование форм числительных и наречий – №6, сочетаемость предлогов и несогласованных определений, связь подлежащего и сказуемого – №7, в целом невысокий уровень владения грамматикой – по критерию К9;
– речевых: плеоназмы, тавтология, неверное употребление слова, не соответствующего своему значению, широкое использование просторечной лексики – К10.

  • Неверные лексический анализ контекста и понимание смысла повествования на письме – №3;
  • Поиск фразеологизмов – №22;
  • Разбор структуры текста и способов связи предложений в нем – №21, 23: неразличение прилагательных, наречий и причастий, незнание разрядов местоимений. Еще один камень преткновения – неоднозначность и вариативность количества предложений в ответе (школьники не проверяют число и останавливаются на одиночном).
  • Незнание терминологии, отсутствие системного представления об основных стилистических средствах – №24. Такие термины, как «градация», «парцелляция», «литота», «оксюморон», «метонимия» традиционно даже не рассматриваются в рамках школьной программы и поэтому незнакомы.
  • Стилистическая правка – №20. Недавно появившееся задание предполагает замену или исключение слова, что требует, в первую очередь, внимательности, достаточного словарного запаса, знания особенностей сочетаемости.

Сочинение – также «рекордсмен» в деле потери баллов. Трудности в его написании связаны со многими аспектами. Само определение проблемы и правильная ее формулировка оказывается непосильным трудом, как и комментирование ее, предполагающее обзор действий автора, его взглядов, эмоций. Также приведение аргументов в защиту своей точки зрения требует высокого уровня читательской компетенции, эрудированности, что удается продемонстрировать не всем. В письменных работах распространено нарушение текстовых норм: последовательности изложения мыслей, смысловой связности между частями, абзацного членения. Также нередки «сбои» в логике развития мысли, смысловой цельности, связности. Здесь по-прежнему допускаются в обилии орфографические, пунктуационные ошибки.

Рекомендации по избеганию ошибок

Устранение типичных слабых мест нужно осуществлять с ориентацией на индивидуальные недочеты каждого ученика, усиливая внимание к самостоятельной подготовке. Например, раздел пунктуации и синтаксиса стандартно недооценивается в процессе обучения, нужно оптимизировать работу с предложением и наблюдением над интонацией. Работайте со словарями, делайте лингвистический анализ текстов с использованием устойчивых выражений, обращайте внимание на особенности речи (штампы, несовершенства на письме и т.п.). О каждодневном обогащении словарного запаса (чтение книг, заучивание стихотворений, пересказ) также не следует забывать.

Немаловажным остается планомерное развитие личности ученика, его общей языковой культуры. Язык как система должен изучаться комплексно, понимание функционирования языковых единиц в их взаимосвязи обеспечит успешное прохождение испытания. Выполнение тестов – важный этап в процессе подготовки, позволит закрепить усвоенные алгоритмы выполнения конкретных заданий.