Период перед экзаменами – это время бесконечного заучивания теории и тренировочного решения практических задач. Хорошо, если человек уделял подготовке достаточно времени в предыдущих классах. Тогда перед ЕГЭ в течение завершающего учебного года можно повторять и закреплять информацию, а еще писать репетиционные работы по демо-версиям из Сети.

Если объективно времени на подготовку раньше не было? Так бывает у юных спортсменов, которые много времени проводят на тренировках, соревнованиях и сборах. Или молодой человек только в выпускном классе резко повзрослел и решил взяться за ум, и теперь ему предстоит выучить за короткий срок почти всю школьную программу.

Много информации за короткий период

Как бы то ни было, случаются ситуации, когда на подготовку к ЕГЭ остается совсем немного времени, а освоить нужно большой объем информации. Как в этом случае быть, какие приемы и техники помогут в заучивании?

Определение типа памяти

Как говорят некоторые психологи, специализирующиеся на изучении свойств памяти, освоить материал можно легко. Стоит определить тип памяти, и в соответствии с этим стараться запомнить информацию.

Типы памяти:

  • Визуальный (зрительный);
  • Аудиальный (слуховой);
  • Моторный (двигательный);
  • Смешанный.

Людям с первым типом памяти легче запоминать информацию, если она представлена в видеоряде или в картинках. Относитесь к этой группе – используйте для изучения фильмы и изображения. Аудиалы хорошо воспринимают данные на слух. Если это вы, запаситесь аудиоучебниками и звуковыми лекциями, и слушайте их параллельно с повседневными делами. С третьим типом сложнее. Тем, у кого моторный тип памяти проще все запоминать, если ассоциировать информацию с какими-то движениями. Людям из четвертой группы подойдут все четыре методики.

Повторение – мать учения

Еще одна техника, помогающая быстро запомнить материал, набирающая последнее время все большую популярность, основывается на простом принципе, которому учили в советской школе. Это принцип повторения. Только повторение должно быть систематизированным.

Для изучения берётся один блок материала. Далее, после первоначального изучения его повторяют:

  • Через час;
  • Через три часа;
  • На следующий день.

Некоторые специалисты утверждают, что эта методика действительно позволяет достаточно быстро освоить большие объемы знаний.

Советы опытных педагогов и абитуриентов

Конечно, эти алгоритмы действий не описаны в умных книгах и не лицензированы никем. Но для многих именно такой подход к подготовке стал лучшим руководством к действию, принесшим желаемые результаты.

Итак, что советуют делать преподаватели, ведущие подготовку к экзаменам школьников, и те, кто ЕГЭ уже пережил на собственном опыте?

Начать необходимо с теории

Как бы это банально ни звучало, но начинать подготовку стоит именно с этого:

  • Структурирование информации. Определение нужных блоков, разбивка на подтемы, подгруппы;
  • Отсечение ненужного. Как ни крути, а в учебниках встречается достаточно много воды. Эта сопутствующая информация, конечно же, не нужна. Вычленяем из материала только ключевые аспекты, если есть возможность, копируем это в отдельный компьютерный документ. При отсутствии технических ресурсов просто подчеркиваем нужное в пособии или учебнике.
  • Учим нужное.

Подкрепление теории практикой

После изучения теории переходим к практике. Если это дисциплины, в которых есть задачи, берем самый популярный сборник с такими заданиями и решаем по нескольку задач из каждого блока.

Репетиция экзамена

После успешного прохождения этапов подготовки, можно скачивать из Интернета демо-версии КИМов и решать их.

Совет: шпаргалки придумали не просто так

При трудностях со способами запоминания, можно попробовать вариант, проверенный поколениями школьников и абитуриентов. Это шпаргалки. Пишем шпаргалки и… оставляем дома. Во время написания материала на бумажные «подсказки» происходит и структурирование информации, и автоматическое запоминание. И на экзамене шпаргалки уже не нужны, необходимые знания отлично воспроизводятся по памяти.