Статьи о подготовке к ЕГЭ

Как подготовиться и успешно сдать ЕГЭ

Эффективная подготовка к ЕГЭ: советы для учителей, которые нужно знать школьникам

Единым государственным экзаменом не первый год пугают всех школьников. Этот способ аттестации старшеклассников с каждым годом претерпевает изменения, но остается всё таким же обязательным. Главный инструмент экзамена – КИМы (контрольно-измерительные материалы), которые подготавливаются для каждой школьной дисциплины. ЕГЭ, по сути, заменяет тестирование при выпуске из среднего образовательного учреждения и при поступлении в ВУЗ, которые отличаются по целям и содержанию проверяемых компетенций. Так как же организовать эффективную подготовку?

Эффективные методики обучения ЕГЭ

Чтобы получить высокий балл по любой дисциплине, нужно обладать:

  • хорошей базой по предмету;
  • полноценной осведомленностью о самом экзамене – его особенностях, оценочной системе, правах и обязанностях сдающего и об алгоритме проведения.

Стоит отметить, что кардинальных изменений в систему преподавания вносить не требуется – достаточно добиться от школьников усвоения материала, а не глубокого анализа полученной информации.

Распространена достаточно интересная, но ошибочная точка зрения: успех зависит от количества решенных вариантов предыдущих лет. Подобный путь не приведет к хорошим баллам по нескольким причинам:

  • Варианты никогда не повторяются.
  • Подросток учится решать однотипные примеры по строгому алгоритму, и при изменении условия решить задание становится сложнее. Лучше давать учащимся универсальные приемы и подходы к соответствующим задачам, чтобы предупредить растерянность во время сдачи – ведь в бланке так много разных задач.

Некоторые аспекты методической подготовки

При подготовке к ЕГЭ не следует зацикливаться на натаскивании учащихся на решении типовых заданий и тестов из демонстрационных версий. Сконцентрироваться следует на более глубоком освоении расширенного программного материала с использованием задач в формах итоговых тестов.

Методическая подготовка к ЕГЭ строится на нескольких принципах:

  1. Обучение ведется по возрастанию сложности заданий, от типовых программных до задач из группы С. Для развития логического мышления у учащихся, берутся однотипные задания, распределенные по группам сложности. Будущие абитуриенты осваивают основные приемы решения заданий.
  2. Применение при подготовке комплексных тестов, когда учащиеся накопили первичный опыт при решении заданий различной сложности.
  3. Введение тренировочных тестов, имитирующих экзамен с ограничением времени на исполнение. Данная методика вырабатывает у учащихся привыкание к необходимости поиска быстрых решений.
  4. Прививание навыка учащимся использования самого рационального способа при решении заданий. Необходимо проведение тестирования с последующим разбором методики решения.
  5. Принцип максимализации нагрузки должен быть одинаков для всех школьников. Регулярная практика таких жестких условий на уроках пойдет на пользу и точно не повредит.
  6. Необходимо научить подростков на максимуме использовать собственные знания, опыт, память и логику, чтобы рассуждать, а не решать примеры по заранее изученному однотипному шаблону. Аналитический склад ума позволит учащемуся преуспеть не только на итоговом государственном тестировании, но и в жизни.

Помимо перечисленных принципов подготовки, следует обязательно применять дифференцированный способ обучения и подготовки учащихся - с разделением на группы. А также использовать методику активного обучения - с регулярным тестированием по пройденному материалу.

Акцент на развитии логического мышления

Особенно важно научить будущего выпускника пользоваться своим умом и находить решения самостоятельно, не опираясь на заученный метод. Для этого необходимо тренировать его мозг с помощью сложных упражнений, но не нужно оставлять его наедине – учителю следует показывать, как справляться с такими ситуациями.

Так, выполняя упражнение из раздела C по математике, ученик должен прочитать и внимательно изучить условие, затем постараться уловить подсказку или какую-нибудь закономерность. Учитель затем рассказывает, как он бы решил данную задачу, какими уловками бы воспользовался, какие подходы применил – словом, проанализировал свои знания и выбрал самое значимое. Есть одна полезная индийская поговорка: «Знай свой путь. Знай цель своего пути. Если ты не знаешь, то приостанови путешествие и задумайся, может быть, стоит вернуться».

В ходе процесса обучения педагогу рекомендуется делать акценты на темы и вопросы, которые могут встретиться в бланке. Важно также обратить внимание на способность учеников быстро оперировать алгоритмами и вычислительными операциями «в уме», поскольку время экзамена ограничено. Нельзя забывать про стрессовую ситуацию, в которой оказывается ученик.

Конечно, тренировка ума к единому тестированию – долгий и трудный процесс. Желательно начать готовиться как можно раньше, чтобы облегчить эту задачу. Нужно помнить, что понятие «подготовка» не эквивалентно «натаскиванию» на тесты. Подготовка – это изучение материала дисциплины с использованием разнотипных упражнений - и из вариантов ЕГЭ в том числе, а также формирование логики для развития аналитических способностей. Кроме этого стоит постоянно мониторить имеющиеся пробелы в познаниях – их необходимо ликвидировать до наступления дня X.

Контакты

127018, Москва, Новодмитровская ул., 2. Бизнес-центр «Савеловский сити», офис 435.

Рассылка

Секреты подготовки к ЕГЭ. Подписаться на рассылку: